Интервью Оксаны Кондрашиной

«Керамика — это любовь на всю жизнь»

Как все начиналось

   В детстве я любила рисовать цветными карандашами. Когда наша семья переехала в небольшую комнату, в моем распоряжении был только маленький стол и стул, и все, что туда помещалось — это пластилин. Каждый день я придумывала и лепила из пластилина животных, овощи, фрукты... Словом, создавала свой мир. В конце дня родители складывали мои поделки в коробочку (так как места не хватало), и с утра я лепила все заново.

   Помню, в моем детском саду работала педагог Елена, закончившая художественное училище. Мне нравилось бегать к ней в кабинет и наблюдать за тем, как она лепила дымковскую игрушку.

ud4F0V1Nr1w.jpg

О. Кондрашина. Декоративная тарелка «Маленький рыболов». Керамика, роспись по сырой эмали. 

   

   Еще помню, как в школе на уроке рисования принесли чучело вороны и попросили его нарисовать. Мне за рисунок этого чучела поставили единицу и сказали, что художника из меня не выйдет, и рисовать я никогда не буду. Меня это задело, взбудоражило, я несколько раз перерисовывала эту ворону, пока не добилась хорошей оценки. С этого момента я запланировала, что точно пойду в художественную школу , художественное училище и художественный институт и академию.

   В художественную школу попала не сразу. Сначала я не подходила по возрасту, мне говорили подождать, а когда я пришла наконец-то поступать в 12 лет, мне сказали,что уже по возрасту не подхожу -- слишком выросла (в школе в том году изменился возраст поступающих). Я сама пошла к директору и добилась, чтобы меня допустили к экзамену. Во время обучения в школе мне часто говорили, что художника из меня не выйдет, что мне нужно забрать документы. Не знаю, зачем так делали, может намеренно, чтобы подтолкнуть, подзадорить… Я сопротивлялась. Конечно, иногда было желание все бросить и уйти, но когда родители тебе говорят “бросай”, ты идешь в противовес и продолжаешь дальше.

О. Кондрашина.Фрагмент композиции «Удачый улов». Керамика: шамот, оксиды, эмали, соль.


   С глиной впервые я познакомилась на четвертый год обучения в художественной школе. Никто не объяснял, как с ней работать, просто принесли ее и сказали: “Лепите, что хотите”. На тот момент я даже не знала, чего хочу, и слепила кулончик в виде солнышка.

   Затем нас сводили на экскурсию в художественное училище. В то время я очень хотела стать живописцем, но на отделении живописи мне не понравилась обстановка, атмосфера, было накурено, душно… На отделении дизайна тоже было совсем не то, что я хотела увидеть: пахло клеем, пылью, студенты вырезали много макетов из бумаги. А мне хотелось создавать работы из живого материала своими руками. И когда мы спустились на первый этаж и зашли в мастерские керамики — светлые, просторные, с большими окнами, с огромными гончарными ножными станками, печами — я сразу поняла, что это мое. Материал напоминал пластилин, с которым работала в детстве. Студенты отделения керамики были очень открытыми, доброжелательными, рассказали, что они занимаются литьем, гончаркой, росписью. Я поняла, что нашла свое любимое занятие. Два года ждала поступления в художественное училище, и мечта о том, что я стану керамистом, меня грела.

О творчестве 

   Меня вдохновляют традиции различных народов мира, на которые всегда опираешься, которые всегда поддерживают. Может быть, это какие-то внутренние корни периодически просыпаются и помогают создавать этнические работы. В Кемерово, откуда я родом, искусствоведы называют меня этническим керамистом, “художником с этно-корнями”. Мне нравится показывать состояния природы через орнаменты, цветовую палитру тех народностей, которые живут рядом. Этнос всегда завораживает, притягивает своей непознаностью, сакральным смыслом, таинственностью. Еще в училище свой диплом я посвятила алтайским народам, которые создавали напитки для поддержания своего рода, процветания. Это был первый этнический голосочек.

О. Кондрашина.Декоративная композиция «Пловчихи». Керамика: шамот, цветные ангобы, цветные глазури, оксиды, соли.

   

Идеи для работ берутся из жизни. Это может быть красивый закат или рассвет, это могут быть ученики с необычным образом … или даже те работы, которые делают ученики. Работы бывают удачными и неудачными, даже неудачные детали могут вдохновить и подсказать новую технику для своих будущих проектов.

   И все же самые любимые работы, которые ты делаешь с быстрым полетом души, музыки, берутся из природы, когда ты идешь по улице, или по парку, или приезжаешь куда-то… Это может быть солнечный день, или, например, ты просматриваешь фотографии работ и иллюстрации художников, и тебя начинает тревожить, будоражить, ты хочешь создать что-то свое в этой технике… Всё начинает складываться воедино в общую картину и рождается новая работа. Множество увиденных моментов складываются воедино и помогают создать уникальную технику или изделие.

О. Кондрашина. Серия плакеток «Город». Керамика, черный ангоб, золото.

   Есть много техник, с которыми хочется поработать. Например, мне очень нравятся пигментные карандаши. Люблю их за четкость линий, графичность, за возможность создать множество тональностей одного цвета. Люблю японскую и китайскую техники за тонкость и изящество линий, за множество текстур, которые можно создать одной кистью, за расплывчатость фонов, за одновременное сочетание акварельности и графичности сюжета. Мне нравится в восточных техниках какая-то недосказанность, которую можно принять за незавершенность работы, а на самом деле это дает простор воображению, дает возможность домысливать образы самостоятельно.

О. Кондрашина.Декоративная тарелка «Весна». Керамика, роспись по сырой эмали.

О. Кондрашина. Центральная часть из композиции «Асхат и Динара. История любви». Керамика, черная глина, цветные ангобы, люстровые и цветные глазури .


О преподавании

   Я преподаю с 2004 года, уже 14 лет. В преподавании больше всего меня привлекают “горящие глаза” учеников. Взрослые люди отличаются от юных студентов тем, что приезжают на обучение со своими навыками, со сложившимися убеждениями. Часто в начале обучения встречаю недоверие, осторожность . Спустя три-четыре часа, когда учащиеся понимают, что объем знаний большой, что многое предстоит узнать, отношение меняется. У нас обучение построено таким образом, что в первый день очень много теории. Сделано это специально, чтобы полностью погрузить учащихся в технологии, материалы, с которыми предстоит работать в последующие дни. И если это не осознать, не услышать, то все остальное время будет потрачено напрасно, обучение будет всего лишь серией мастер-классов (когда мастер показывает, а вы повторяете). Наша цель заключается в том, чтобы учащийся самостоятельно прошел весь путь, осознал то, что он делает, пропустил через себя. Педагог в первую очередь рассказывает и объясняет, и только в некоторых случаях показывает.

О. Кондрашина. Декоративная композиция «Острова». Керамика, бочковой обжиг, медная проволока.


   Самые важные качества для керамиста, как бы просто это ни звучало — целеустремленность и желание работать. Да, первое изделие всегда будет кривым, смешным, но если вы будете повторять, будете настойчивым, прогресс неминуемо случится.Процесс создания керамики захватывает, поглощает все свободное время, и если заниматься этим спустя рукава, то керамика вам этого не простит. Когда вы вкладываете свою душу, любовь, уделяете достаточно времени, керамика вознаграждает вас хорошими обжигами и прекрасными изделиями. Самое главное — не прекращать работать и совершенствоваться.

Беседовала Маша Светличная.